ОЛЕГ АНДРОНОВ:
«НЕ СЛОВА УКРАШАЮТ ЧЕЛОВЕКА, ОСОБЕННО В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ. ДЛЯ ХУДОЖНИКА ВАЖНА ЕГО РАБОТА»

Пообщались с тем, кто 20 лет работает с ландшафтными дизайнерами и укладывает камень на участках
В ландшафтном дизайне много профессий. Дизайнеры создают проекты, озеленители подбирают растения, простые рабочие копают, высаживают, очищают. Но есть еще те, кто работает с камнем: создают водоемы, альпийские горки, дорожки, облицовывают заборы и цоколь дома. С одним из них — Олегом Андроновым — мы пообщались, чтобы узнать:
1
В чем заключается их работа;
2
Как строится взаимодействие с дизайнером и клиентом;
3
Что в этой сфере самое сложное.
Олег Андронов не любит, когда его с напарником называют «каменщики», так как в первую очередь они художники, которые работают с камнем. 20 лет назад им предложили заняться чем-то новым (а тогда ландшафтный дизайн для России был в прямом смысле новым направлением). Согласились, попробовали, да так и остались в профессии, с названием для которой все еще не могут определиться.
В работе Олег старается сделать все «соразмерно и естественно, чтобы красивые фрагменты в ландшафте не тянули одеяло на себя»
— Как начинается ваша работа с заказчиком? Что идет первым этапом?
— Проектная документация и разговор с самими хозяевами, что они хотят увидеть в конце. Мы всего лишь участники этого процесса. Главный, конечно, дизайнер. Нас часто приглашают на объект, чтобы мы исполнили, непосредственно, установку камня, согласно проекту, утвержденному заказчиком. Дизайнер видит всю картину, что должно получиться в конце. Он же отслеживает весь процесс работы, так как это его авторский проект.
— А приходится в чем-то переубеждать дизайнера?

— Знаете, мы не сторонники того, чтобы переубеждать дизайнера. Это его проект.
Позволить себе заказать создание ландшафтного дизайна могут только довольно состоятельные люди, так скажем. Причем часто, чтобы сделать уютный и стильный ландшафт на своем участке, приглашают они тех, кто зарекомендовал себя в этой сфере. Заказчик все желания обговаривает с автором проекта. И здесь вопрос в том, насколько квалифицированный дизайнер, какие ему задачи поставили.
Водоем должен занимать минимум 20 квадратных метров, потому как в противном случае процесс регенерации будет не очень продуктивным и сделает обслуживание дорогим
С нашей стороны тоже есть определенные моменты, которые мы обговариваем на первоначальном этапе, чтобы результат был качественным. Например, водоем должен занимать минимум 20 квадратных метров, потому как в противном случае процесс регенерации будет не очень продуктивным и сделает обслуживание дорогим и хлопотным, что причинит массу неудобств заказчику.
В водоеме должна создаться такая среда, при которой вмешательство в ее биологию будет не желательно со стороны людей (или по крайней мере не значительно). Для заказчика что главное? Чтобы вода была прозрачной и чистой. И тогда уже идет разговор о том, какими средствами этого можно добиться.
Еще есть вопрос функционала. Мы тоже рассматриваем, где место отдыха, развлечения, стоит ли вообще здесь применять камень (это касается тех случаев, когда мы заходим на объект самостоятельно, без авторского участия со стороны дизайнера). Может, там есть дети, они могут удариться, а мы несем определенную ответственность перед заказчиком. Красота красотой, а техника безопасности тоже имеет большое значение.

Об этом можно очень долго разговаривать, в историю уходить, но не слова украшают человека, особенно в ландшафтном дизайне. Для художника важна его работа. Она сама говорит за него. Это его мастерство. Когда человек только «блаблабла», то это не квалифицирует его как профессионала. Профессионал — это когда он изготовил продукт, который «вкусен» и радует глаз. Хозяева довольны, все работает, функционирует, все счастливы.
— Вот вы зашли на объект, все согласовали, проект есть. Какой у вас там порядок действий?
— Во-первых, сметная документация и цена вопроса. Каждый камень имеет определенную стоимость. Здесь или заказчик нам полностью передает права, чтобы мы сами закупили материал и уложили его, или он сам покупает этот камень и отвечает за него. Мы покупаем — мы отвечаем, потому что мы его полностью перебираем: приезжаем на фирмы, где камень продается, и там уже лично выбираем, какой нам нужен материал. Мы уже представляем, как он будет выглядеть на объекте, его соразмерность этому месту, качество, цветовой колорит.
Потом мы привозим материал, разгружаем и начинаем работу, согласно проектной документации. Вот и все, там ничего сложного нет. Все как у всех в принципе.
— А, может быть, тогда какими-то секретами по выбору камня поделитесь? Как понять, что материал качественный?
— А какой камень будем брать, для чего? Подпорные стенки, альпийская горка, дорожки, отсыпка под растения, водоем или еще что-то. Камень — основной материал в ландшафтной архитектуре. Без него современная архитектура и ландшафт выглядят скуповато, так скажем. Какая-то в нем есть своя загадка, таинственность.
Камень имеет разную фактуру, структуру (песчаник, мрамор, гранит, златолит и так далее), разные у него поверхности (от матового до глянцевого), градация, грубо говоря, от темного до светлого. Есть разная форма, пластика, линии. Есть камень, который привозят из Дагестана, есть Уральский камень. И цена, соответственно, разная. Вот это все, непосредственно, уже мы рассматриваем, когда создаем ландшафт. И здесь по качеству камня, так скажем, цена вопроса.
— Чем дороже, тем лучше?
— Тем эксклюзивнее.
— Интереснее, получается, да?
— Ну, конечно. Эксклюзивные камни стоят очень дорого, и они часто выбираются в карьере вручную. Насколько я знаю, добыча происходит не путем взрыва, а путем естественной выработки, иногда достаются из рек. На поверхности таких камней природа создала оригинальный рисунок. А с помощью взрыва материал получается неживой. Но об этом лучше всего расскажут те люди, которые его продают.
Что еще можно сказать? Есть вековые камни с Урала, которые лежат на поверхности, их собирают, привозят и уже как эксклюзивные поштучно продают. Есть полудрагоценные камни: яшма, змеевик, златолит красивым считается, диабаз.
— А какие формы сейчас чаще просят?
— Мы специализируемся по водоемам. Водоемы, каскады, водопады, альпийские горки. Это наш конек. Нам просто это более интересно.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Сложное? Да ничего. (смеется) А какие сложности, если ты профессионал?. Заходишь на объект, берешь проект и приступаешь к работе: копаешь котлован для водоема техникой или вручную, форму создаешь, потом стелешь геотекстиль и пленку, выкладываешь камни. Это такая физическая работа, довольно тягомотная, тяжелая, но куда же без нее.
То, что под водой, это техническая составляющая. Ее практически не видно, да и интересного там мало. А вот делать форму водоема и прилегающую территорию — это другое, здесь и пригождается художественное образование и чувство прекрасного.
Мы пытаемся воспроизвести отчасти природу. Все должно выглядеть максимально естественно, ничего лишнего
Что такое водоем? Можно сказать, что это место для приятного времяпрепровождения и медитации. Часто его используют как место дополнительного средства для тушения пожара, если, не дай Бог, это случится. Кто-то делает, чтобы рыбку заселить, кто-то чисто декоративно. Есть плавательные водоемы, которые используют вместо бассейна. Это уже живой природный пруд. Очень многообразное применение водоемов.
Проще говоря, мы пытаемся воспроизвести отчасти природу. Все должно выглядеть максимально естественно, ничего лишнего, чтобы было гармонично, органично все сочеталось на участке. Это самый главный критерий: чтобы ни у кого не возникало чувство искусственности, чтобы камень положили так, будто он был здесь всегда.